Дожить до счастья

В прошлом, 2010, году научным журналом Social Indicators Research («Социальные показатели исследований», Нидерланды) были оглашены данные выборочных опросов нескольких десятков тысяч жителей США, Германии, Великобритании разного возраста относительно их ощущения себя счастливыми. Оказалось, что такими в высшей степени считают себя люди преклонного возраста, чаще всего 74-летние. Социологи объясняют это тем, что именно к той поре человек уже выполнил свою жизненную программу, а большинство достигло цели, поставленной перед собой в юности. Антропологи и геронтологи же уверяют, что удовлетворенность пожилых людей обусловлены биохимическим балансом специфических гормонов и нейромедиаторов (трансмиттеров), синтезируемых мозгом, в частности ендорфинов и серотонина, которые регулируют общий психический тонус людей любого возраста, к тому же, обладают обезболивающими свойствами. Поэтому пожилые люди (конечно, не без исключений) спокойнее, мудрее относятся к отрицательным жизненным ситуациям, склонны радоваться наименьшим положительным событиям, словно дети. Способны удовлетворяться малым по сравнительному принципу «могло быть хуже», «у других и того нет, что есть у меня». Итак, кроме биохимического, физиологического факторов более счастливыми представителей «третьего возраста» делает так называемый когнитивный, т.е. сугубо умственный — осознание. Поэтому ощущение счастья у большинства людей преклонного возраста возникает небезосновательно, т.е. не как психическое отклонение — маниакальная эйфория, в которую впадают больные с определенными психиатрическими диагнозами. Взвешенное отношение к жизни формируется с возрастом и опытом как привычка, стереотип, способность быть счастливым от малой житейской радости. Недаром в фольклоре многих народов бытует пословица, которой пользуются люди преклонного возраста: «Много ли старикам надо!».

А состояние счастья, как правило, быстротечно не только из-за фактически кратковременности нашей жизни вообще — с её хорошими и плохими событиями, а и вследствие действия биохимических защитных механизмов, дабы так называемые «гормоны радости» не повредили сердечно-сосудистую систему счастливца и его психику. Ведь от счастья и помереть недолго, как случалось не раз с успешными представителями человечества во все времена его истории.

С точки зрения физиологии и биохимии, состояние счастья имеет характерные психосоматические особенности: человек возбужден, пребывает в чрезвычайно приподнятом расположении духа, на окружение реагирует неадекватно, часто неспособен различать добро и зло. Пульс ускоряется, давление повышается. Возникают реальные угрозы здоровью: инсульт, инфаркт, внезапная остановка сердца происходят и от излишка положительных эмоций, так как счастье — мощное психическое потрясение, стресс в сопровождении переживания высшего блаженства, абсолютного удовлетворения, как от некоторых наркотических веществ. С той лишь разницей, что эти вещества синтезирует сам организм. Ради самосохранения он же другими химическими соединениями нейтрализует эти морфиноподобные гормоны (в частности, опиоидные пептиды) эндогенного, т.е. внутреннего происхождения.

Как явствует из Святого Письма, человек был создан для комфортной, в сущности, счастливой жизни в раю земном — Эдеме. И уже тогда первые люди различали, что приносит им удовлетворение, т.е. что приятно, а что — нет. Например, из продуктов питания, в данном случае растительного происхождения, отдавали предпочтение определенным фруктам. И это при том, что первые супруги еще не знали разницы между добром и злом, пока не согрешили, поев от древа Познания добра и зла, по свидетельству первой женщины, довольно вкусных плодов, хотя и запрещенных Самым Бог к потреблению. Заметьте: «вкусно» относится к категории добра, «невкусно» — зла.

Как оказалось и тогда, в начале бытия, и поныне так ведется, счастье, к сожалению, — ощущение мимолетное. Еще у Адама и Евы продолжалось считанные дни. Так как даже ветхозаветный Бог, как ни удивительно, создав для мужчины женщину, не мог предусмотреть того, что, кроме удовлетворения от супружеской жизни, у людей возникнут также другие потребности, которые надлежит удовлетворять. Например, первые люди испытали потребность в преодолении не понятных им запретов, которые ограничивают их свободу. И в стремлении к полному счастью этот запрет они успешно преодолели, вкусив плодов того злосчастного дерева (Бытие, 3:6-7). И стали еще несчастнее, так как не только ослушались Творца, сделав собственный выбор, были ужасно наказаны, а и много на что «открылись глаза у них обоих» (Книга Бытия, гл. 3. текст 7).

Это и был первый опыт в истории человечества, когда оно убедилось, что реально «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», — как справедливо заметил много позднее мудрый царь Соломон в Книге Екклесиаста (1:18).

А через несколько тысячелетий спустя выдающийся писатель, драматург и человековед А. П. Чехов (1860 — 1904) окончательно констатировал: «Чем культурнее — тем несчастнее». Записывая этот свой афоризм к блокнот, Антон Павлович, очевидно, имел в виду духовно богатую, культурно развитую личность, кому, что ни говори, труднее ощутить счастье от тех же вещей, которые приносят блаженство малокультурному, непритязательному человеку, привыкшему удовлетворяться простыми земными благами.
К слову, любому, как говорится, среднестатистическому, обычному человеку достаточно таких факторов для удовлетворения жизнью, своим социальным положением, как профессиональные знания (основательное образование), любимая работа и связанная с ней реализация таланта как призвания, высокая квалификация как специалиста, карьерный успех, деньги, материальная независимость, свобода, здоровье, привлекательная внешность, любовь, согласие в семье, надежные и искренние друзья, гармония с собой, природой и человечеством, в конце концов, обеспеченная старость и посмертное блаженное воз даяние — согласно религиозному мировоззрению. Многие ради полноты своего счастья жаждут еще и славы, власти, возвышения, превосходсьва над другими людьми. Тем не менее, именно под старость приоритеты существенно меняются, и по обыкновению на первом плане оказываются здоровье, семья, друзья, комфортные условия проживания. Конечно, для счастливой старости нужны деньги — на оплату качественного медицинского обслуживания, приобретение лекарств, получение квалифицированного ухода, обеспечение интересного досуга, удовлетворение потребности от благотворительности, чтобы затем получить перспективу все-таки продолжить удовольствие от посмертной жизни в раю. Необходимы также материальная независимость и сугубо физическая свобода — во избежание универсального закона старости, зафиксированного Святым Письмом: «Когда ты был молод, то ты сам подпоясывался и ходил, куда ты сам желал; а когда постареешь, — свои руки прострешь, и другой тебя опояшет, и поведет, куда не хочешь» (Евангелие от Ивана, 21:18). Простая истина: зажиточный человек и в старосте сохраняет определенную свободу относительно удовлетворения собственных нужд, желаний и даже прихотей.

Наблюдательный Чехов еще одно ручательство счастья определил: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья». И эта потребность — полностью в русле заповеди Христа: «Любы ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матвея, 22:39). Ведь когда любишь — совершаешь добро, проявляешь заботу о других, а не только о себе, любимого. Вдобавок, самим Творцом в наш инстинкт заложены забота о детях, родителях, вообще людях, которых любишь. В конце концов, как не крути, а счастье для самого себя — не полное, так как не приносит того удовлетворения, когда даришь его также другим, пусть и не всем, а лишь «ближним своим». Взамен получаешь от них и окружения высокую оценку как человек чрезвычайных добродетелей, доброго сердца, большой души. Это уже особая разновидность счастья — небезосновательное удовлетворение собой, своими поступками, что и обществом ценится и поощряется. Посему живешь в гармонии со своей совестью, человеческим сообществом как неординарная личность, которую уважают, ценят и в которой имеют потребность. Кое-кто даже становится счастливее, если ему, его успехам немного завидуют, тем самым признавая их. Недаром еще Геродот (V ст. до н.э.) заметил: «Лучше быть предметом зависти, чем сожаления».

Недаром пожилые люди, которые уже, как это говорят, отошли от дел, так любят хвалиться своими заслугами: даже малознакомым лицам предлагают посмотреть на какие-то почетные грамоты (если не имеют орденов, медалей, почетных званий), фотокарточки, на которых запечатлены рядом с известными людьми и т.п. Тем же, кто вынужденно просматривает эти чужие реликвии, чаще всего безразлично, зато дедушка или бабушка ощущают удовлетворение от своей значимости, полученных свидетельств и отличий за не напрасно прожитые годы.

Древнескифськая житейская философия ставила перед мужчиною минимальную задачу его бытия — возвести дом, посадить дерево, вырастить сына (еще там было, как уверяют исследователи: уничтожить врага). Даже с такой непритязательной миссией мужчина, выполнив ее, едва ли этим удовлетворится, вряд ли будет вполне счастлив даже на склоне лет. Ведь и дом, и дерево, и дети постоянно будут нуждаться в уходе и заботе. И процесс этот будет сопряжен со всяческими проблемами, следовательно, омрачать ощущение полного удовлетворения — счастье. И уже в старости, достигнув цели как награды за преодоление трудностей, человек не бросит всех текущих проблем и с ними связанных мыслей, и не сядет отчуждёно смотреть бездумные телесериалы, не будучи уверенным, что в построенном им доме все работает и все в порядке, и что посаженное дерево плодоносит и дает тень, и что уже взрослый сын занимает верхнюю ступеньку в социальной иерархии за большую зарплату, которая приумножает и без того большие достатки, и что у сына и доброй невестки, в свою очередь, растут целиком благополучные дети, которые уважают своих бабушку и деда, который выстроил дом, посадил дерево, а главное — не без участия женщины (жены) дал жизнь такому хорошему, успешному отцу их внуков…

Вот и выходит, что даже у самых успешных, материально обеспеченных стариков есть свои проблемы и нелады, связанные не только с состоянием здоровья, немощностью. Вдобавок, для достижения настоящего счастья любому человеку надлежит удалить из своего сознания все негативные, мешающие счастливо и спокойно жить ощущения — от страха и беспокойства до таких разрушительных эмоций, как злость, гневливость, зависть. А это мало кому удается. Поэтому вопреки научно обоснованным утверждениям и в 74 года редко кто ощущает себя совершенно удовлетворенным жизнью даже в высокоразвитых странах. А что уж говорить о подавляющем большинстве наших старичках, когда количество поводов для беспокойства возрастает изо дня в день, а средняя продолжительность жизни, например, граждан Украины (статистика Всемирной организации здравоохранения) составляет 67 лет: 62 года — у мужнин и 73 — у женщин… Так что дожить до статистически счастливого дня рождения далеко не всем посчастливится. Если доживёт, то это уже счастье.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s